:: Занзибар ::

Первыми жителями архипелага Занзибар были говорившие на языке банту народы, переселившиеся на острова с континента более 2 000 лет назад. В одном из древнейших руководств для моряков — «Плавании по Эритрейскому морю», написанном неизвестным греческим торговцем в 60 году нашей эры, говорится, что арабы торговали на Восточном побережье Африки еще в I веке нашей эры.

В этом же древнем труде упоминается остров Меносиас — так предположительно греки называли остров Занзибар. Название островной части Республики Танзании происходит от арабского «Зиндж-эль-Барр», или «земля черных». Так арабские торговцы с VIII по XVI век называли архипелаг и все прилегающее побережье. В наши дни Занзибаром считается только сам архипелаг...

Самым первым слово «занж» (или «зинж») упоминал астроном аль-Фазари еще в 780 году. Так он называл черное население островов в Индийском океане у берегов Восточной Африки. До прихода на Занзибар мусульман чернокожих «зинж» (или «занж») долгое время считали людоедами.

В X веке у берегов Восточной Африки появились торговцы из Персии, основавшие несколько поселений на континенте и на островах Пемба и, возможно, Унгуджа.

Своего пика торговля между Занзибаром и странами Персидского залива достигла в XII — XV веках. Именно тогда Занзибар превратился в мощную державу с обширными торговыми связями, простиравшимися в Индию и Азию, куда с острова доставлялись рабы, золото, слоновая кость и дерево. В обмен торговцы с Востока везли на остров специи, стекло и текстиль. Именно бурная торговля способствовала приходу на Занзибар ислама.

В XVI веке с появлением сперва на острове Пемба, а потом и на Унгудже португальцев «золотой век» Занзибара закончился. Впрочем, владычество португальцев длилось недолго — оманские арабы выбили их из крепостей. Правда, на смену им пришли англичане, использовавшие остров Унгуджа как промежуточную базу на пути в Индию.

В начале XIX века арабы превратили Занзибар в крупнейший экономический центр, богатство которого зиждилось на торговле черными рабами и слоновой костью. Острова обрели такое влияние, что султан Омана даже перенес свое правительство из Персидского залива на Занзибар.

В 1810 году на Занзибаре (в основном на островах Пемба и Унгуджа) появились первые плантации гвоздики, завезенные туда из Индонезии. И к середине столетия Занзибар превратился в крупнейшего ее производителя в мире. Этому способствовало и то, что через работорговый рынок Занзибара ежегодно проходили до 50 000 рабов, захваченных по всей Восточной и Центральной Африке. Большинство из них использовались в качестве рабочей силы на гвоздичных плантациях, остальные же продавались на острова Маврикий, Реюньон и в голландскую Восточную Индию.

После революции 1964 года новое правительство Занзибара решило построить в городе новый шикарный отель. Шикарным он считался хотя бы потому, что в нем было целых два бассейна для постояльцев. Жителям Стоунтауна это, конечно, не понравилось. Дело в том, что во всем городе в то время не было ни одного бассейна.

И чтобы удовлетворить нужды народных масс, в середине 70-х правительство решило построить так называемый «народный бассейн». Для этого было решено разрушить стоявшую неподалеку от новой гостиницы Голубую мечеть, чтобы использовать это место под котлован для бассейна.

Однако бассейн на месте мечети не удался. Он... постоянно протекал. Никакие ремонтные работы не могли спасти положение. Через 20 лет занзибарцы сдались. И в 1995 году на месте «неудачного» бассейна появилась новая, но со старым названием — «Голубая мечеть».

Президента Каруме убили в 1972 году, следующие президенты с переменным успехом пытались примирить занзибарцев с танганьикцами. Но до сих пор завершить процесс примирения так и не получается…

Сегодня Занзибар, хотя и входит официально в состав Танзании, тем не менее сохраняет определенную независимость — здесь есть и свое правительство, и собственный президент.

 

На восточном побережье Унгуджи жизнь течет размеренно и неторопливо. Главная примета цивилизации и одновременно главное средство передвижения здесь — велосипед. А во всем остальном за последние несколько сотен лет в жизни восточных занзибарцев мало что изменилось.

Жители прибрежных деревень хранят веками существовавший уклад жизни. С отливом едва ли не все они целыми семьями высыпают к морю. Мужчины, как их деды и прадеды, вооружившись острогой, отправляются на обнажающийся риф в поисках рыбы, а женщины бродят по мелководью, высматривая выброшенные морем ракушки и прочие «дары моря».

На востоке Занзибра главное — никуда не торопиться. Все равно завтра, как и сегодня, море выбросит на берег пару свежих рыбешек, осьминога или даже небольшую акулу, которых можно будет сварить или зажарить на костре.

:: Занзибар :: Курорты и Отели